Рекомендации
СТАТЬИ
Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу.
Кирнарская Д.К. доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных.
Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая ...
Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:
1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!
2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!
3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.
4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.
Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.
5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обош ли своих сверстников по уровню структурного мышления.
В
нимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.
Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».
7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.
Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
- Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
- Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,
- Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру. закрыть
Рекомендации по выбору клавишного инструмента.
Для того, чтобы действительно научиться играть на фортепиано, требуется наличие инструмента дома, чтобы отрабатывать полученные на уроке навыки. Без систематических домашних занятий не стоит ожидать каких-либо успехов в игре на инструменте. Так какой же инструмент приобрести домой?
Любой профессиональный пианст скажет, что конечно акустический (то есть классический деревянный: рояль или пианино), ведь именно на таком инструменте вырабатывается правильное пианистическое туше (касание клавиш), тренируется умение слышать звук (биение струны в корпусе инструмента), формируется мастерство различать все градации динамики: от фортиссимо до пианиссимо.
К сожалению, не всегда есть возможность поставить большой инструмент в квартиру, к тому же акустическое фортепиано требует вызова настройщика (примерно раз в год).
Ниже мы приведём некоторые рекомендации преподавателя Кольцова Н.Ф. по выбору электронного инструмента.
Бюджетные клавишные инструменты (синтезаторы на 5 октав, полувзвешенная клавиатура или клавиатура синтезаторного типа, до 30 тыс. рублей. На таких инструментах рекомендуется заниматься ТОЛЬКО в первый год обучения):
1.
Ссылка на инструмент Клавиатура: 61 клавиша (5 октав) синтезаторного типа, полифония: 32 ноты, 13 тыс. рублей. Плюсы - наличие входа для наушников. Самый бюджетный вариант из ныне существующих. Минусы (все остальное) - качество клавиатуры и невозможность работы над правильным фортепианным касанием.
2.
Ссылка на инструмент
20 тыс. рублей, 5 октав, полувзвешенная клавиатура.
Плюсы - возможность по usb использовать в качестве миди клавиатуры, наличие наушникового входа. Минусы - те же, что и у всех моделей этой группы, но качество клавиатуры получше, чем у предыдущей модели.
3.
Ссылка на инструментИмя нарицательное в мире бюджетных клавиатур. Данный инструмент стоит почти на всех репетиционных базах и студиях Москвы. Качество клавиатуры, мягко говоря, оставляет желать лучшего, но для первых занятий может подойти, цена - 25 тыс. рублей. Плюсы - вход для наушников, минусы - снова клавиатура, снова 5 октав.
4.
Ссылка на инструментНемного улучшенная версия предыдущей модели. Но, все равно, данные инструменты по всем аспектам уступают среднему ценовому диапазону, 30 тыс рублей.
Средний ценовой сегмент (цифровые фортепианно до 70 тыс. рублей).
Рекомендуется к приобретению.
1.
Ссылка на инструмент46 тыс рублей.
Плюсы : цифровое фортепиано(!), клавиатура молоточкового типа, 88 клавиш, выход для наушников, миди выход, наличие usb порта, пюпитр.
Минусы - вполне вероятно в комплект не входит стойка, уточняйте у продавца.
2.
Ссылка на инструмент
На данный момент на инструмент действует скидка, 56 тыс рублей вместо 71. Плюсы - 88 клавиш, клавиатура молоточкового типа с возможностью настройки чувствительности (легкая, средняя, тяжелая).
Минусы - ОТСУТСТВИЕ СТОЙКИ
3
Ссылка на инструмент
Отличный китайский средний вариант. 69 тыс рублей. Плюсы - все перечисленные у предыдущих моделей + наличие приложения для телефона + подсоединение по Bluetooth (но в этом нет никакого смысла и приложение работает так себе. Нужно заниматься, а не в телефоне сидеть)). Минусы - ВЕРОЯТНО отсутствие стойки
4.
Ссылка на инструмент75 тыс рублей. Главный плюс - наличие стойки!
Профессиональные цифровые фортепиано (100 и выше тыс рублей) :
У всех перечисленных моделей почти одинаковые характеристики, поэтому перечислю модели с их стоимостью:
1. Casio px-870WE 148 тыс руб
2. Korg C1-Br 142 тыс руб.
3. Yamaha ydp-105B 111 тыс руб
4. Yamaha Ydp 145R - 140 тыс рублей
5. Yamaha ydp 165r - 180 тыс рублей
PS. «Знаком качества» являются инструменты фирмы Yamaha. Точно не ошибаетесь если придете в музыкальный магазин и попросите цифровое фортепиано Yamaha clavinova. От себя же рекомендую целиться в средний ценовой диапазон, но на начальном этапе (первый год обучения) подойдут и «пиэсэрки» с касио. Но, к сожалению, инструменты из первой группы для серьезного обучения не подойдут.
Магазин "Мир музыки" делает скидку учащимся музыкальных школ.
закрыть
Музыкальное образование.
Попадая в музыкальную школу, дети начинают изучение предмета сольфеджио. Цель данной статьи – рассказать, что это за предмет.
Все знают, что музыкальные произведения записываются с помощью специальных знаков – нот. Умению читать и записывать музыкальные произведения учит музыкальная грамота – начальная теоретическая дисциплина, изучаемая в рамках предмета сольфеджио.
Обучаясь специальности (игре на инструменте) ребенок осваивает навык извлечения нужного звука из своего инструмента. И вот ученик уже умеет прочитать ноту на нотном стане и сыграть ее на своем инструменте и даже выдержать длительность – подождать то время, которое должна длиться эта нота перед исполнением следующей. Этого достаточно? Это уже совсем не плохо. Особенно, если ученик долго тренировался (навык этот исключительно практический) и научился делать это с той скоростью, с которой нужно произведение исполнять.
А если инструмента нет? Или инструментом должен стать наш голос? Музыканты должны уметь «услышать» и спеть записанную нотами мелодию даже в отсутствии инструмента. Этому тоже учит сольфеджио. Собственно, само слово «сольфеджио» или «сольфеджирование» и означает пение нотного текста, когда произносятся названия нот. Это уже более сложный навык, но как знают все музыканты, достижимый. И ему уделяется большое внимание в освоении предмета «сольфеджио».
Многие догадываются, что сочинение музыкального текста (написание музыкального произведения) подчинено неким правилам. Не любой набор нот является музыкой. Объединение звуков в созвучия и последовательности созвучий изучаются гармонией, начальный уровень которой также осваивается на предмете сольфеджио. Здесь речь пойдет о возможном сочетании нот. Две ноты – уже интервал, а три - аккорд. Выбранное последование пяти или семи звуков – тональность. При бесконечном множестве мотивов, все они, на радость нам, подчинены законам. Что это дает в практическом смысле?
• Способность видеть закономерности в музыкальном тексте, значит, понимать «что хотел сказать автор», да и просто учить легче, когда учишь не произвольный набор звуков.
• Выразительное исполнение – то, над чем так бьются педагоги по специальности. Когда становится понятно, как развивается музыкальная фраза, где её конец, а где кульминация.
• Возможность подбирать аккомпанемент к мелодии. Даже домашнее музицирование, когда ребенок способен спеть понравившуюся песню, сопровождая ее аккордами на фортепиано, гитаре или, например, аккордеоне – стоит потраченных усилий. Сюда же приятный бонус – умение перенести мелодию на удобную для исполнения высоту.
• Написание собственной музыки. Даже если ребенок не гениальный композитор (а если да?), в обучение входит написание небольших сочинений. И, вдруг, все-таки, да.
• То, о чем не говорят – зная правила, их можно нарушить – порадоваться красивой находке композитора, заметить неожиданное.
И вот что хотелось бы сказать. Сольфеджио относится к музыкальным теоретическим дисциплинам. Но освоить его можно только практически. Как умение читать или решать задачи. Чтобы читать, не достаточно знать, какие звуки изображаются какими буквами. Нужно потренироваться. И чтобы писать диктанты тоже нужно потренироваться. А диктанты будут обязательно.
закрыть
О предмете "Сольфеджио".
Попадая в музыкальную школу, дети начинают изучение предмета сольфеджио. Что же это за предмет, и что на нём изучают?
Все знают, что музыкальные произведения записываются с помощью специальных знаков – нот. Умению читать и записывать музыкальные произведения учит музыкальная грамота – начальная теоретическая дисциплина, изучаемая в рамках предмета сольфеджио.
Обучаясь специальности (игре на инструменте) ребенок осваивает навык извлечения нужного звука из своего инструмента. И вот ученик уже умеет прочитать ноту на нотном стане и сыграть ее на своем инструменте, и даже выдержать длительность – подождать то время, которое должна длиться эта нота перед исполнением следующей. Этого достаточно? Это уже совсем не плохо. Особенно, если ученик долго тренировался (навык этот исключительно практический) и научился делать это с той скоростью (в темпе), с которой нужно произведение исполнять.
А если инструмента нет? Или инструментом должен стать наш голос? Музыканты должны уметь «услышать» и спеть записанную нотами мелодию даже в отсутствии инструмента. Этому тоже учит сольфеджио. Собственно, само слово «сольфеджио» или «сольфеджирование» и означает пение нотного текста, когда произносятся названия нот. Это уже более сложный навык, но как знают все музыканты, достижимый. И ему уделяется большое внимание в освоении предмета «сольфеджио».
Многие догадываются, что сочинение музыкального текста (написание музыкального произведения) подчинено неким правилам. Не любой набор нот является музыкой. Объединение звуков в созвучия и последовательности созвучий изучаются на предмете "Гармония", начальный уровень которой также осваивается на предмете сольфеджио. Здесь речь пойдет о возможном сочетании нот. Две ноты – уже интервал, а три - аккорд. Выбранное последование пяти или семи звуков – тональность. При бесконечном множестве мотивов все они, на радость нам, подчинены законам. Что это дает в практическом смысле?
• Способность видеть закономерности в музыкальном тексте, значит, понимать «что хотел сказать автор», да и просто запоминать легче, когда учишь не абстрактный набор звуков.
• Выразительное исполнение – то, над чем так бьются педагоги по специальности. Когда становится понятно, как развивается музыкальная фраза, где её конец, а где кульминация.
• Возможность подбирать аккомпанемент к мелодии. Даже домашнее музицирование, когда ребенок способен спеть понравившуюся песню, сопровождая ее аккордами на фортепиано, гитаре или, например, аккордеоне – стоит потраченных усилий. Сюда же приятный бонус – умение перенести мелодию на удобную для исполнения высоту.
• Написание собственной музыки. Даже если ребенок не гениальный композитор (а если да?), в обучение входит написание небольших сочинений. И вдруг все-таки, да.
• То, о чем не говорят: зная правила, их можно нарушить – порадоваться красивой находке композитора, заметить неожиданное.
И вот что хотелось бы сказать. Сольфеджио относится к музыкальным теоретическим дисциплинам. Но освоить его можно только практически. Как умение читать или решать задачи. Чтобы читать, недостаточно знать, какие звуки изображаются какими буквами. Нужно потренироваться. И чтобы писать диктанты, тоже нужно приобрести навык. А диктанты будем обязательно)))
закрыть
Игра в ансамбле.
Для музыкантов-инструменталистов очень важным аспектом его деятельности является игра в ансамбле. Существует мнение, что игрой в ансамбле нужно начинать заниматься в старшем возрасте. Но это не так. Почему?
- Во-первых, играя в ансамбле с раннего возраста, ученик понимает важность своей роли в насамбле, что очень мотивирует его к дальнейшим занятиям.
- Во-вторых, у маленького ученика УЖЕ появляется ответственность за свою правильно сыгранную партию, и совсем не важно, что на начальном этапе это всего лишь одна-две ноты. Он старается сыграть ее вовремя, правильно и красиво.
- В-третьих, с ранних классов дети, играющие в ансамблях, учатся работать в коллективе.
- В-четвертых, играя в ансамбле маленький ученик учится слышать себя и слышать партии других участников, учится понимать музыку на слух.
- В-пятых, это возможность выступать на сцене, получая хороший опыт публичных выступлений.Ребёнок не будет бояться сцены и стесняться, так как он выступает перед публикой не один! Коллектив единомышленников и партнёров - это хорошая поддержка для будущего музыканта!
закрыть
Музыка развивает у детей лингвистические и математические способности, подтвердили британские ученые.
ЛОНДОН, 1 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Алексей Качалин/.
Музыка способствует развитию лингвистических и математических способностей у малолетних детей. Британским ученым удалось получить подтверждения того, что чада в возрасте всего двух лет легко запоминают слова и отдельные выражения под музыкальный аккомпанемент. А вот без музыки подобные способности открываются в ребенке гораздо позже.
Такие выводы сделаны по итогам исследования, проведенного за два года специалистами Нортумбрийского университета в Англии в партнерстве с благотворительной организацией "Юз мюзик". В основу их работы вошли опросы и наблюдения за поведением группы 400 мальчиков и девочек 5 лет и младше. Исследователи основное внимание уделили наблюдениям за активными или творческими занятиями малышей под аккомпанемент музыкальных произведений.
Ученые пришли к однозначному мнению о том, что музыка помогает детям быстрее наращивать словарный запас, развивать простейшие математические навыки, способность слушать и усваивать информацию в виде элементарных инструкций. "Мы заключили, что регулярное знакомство детей с музыкой один или два раза в неделю оказывает влияние на некоторые сферы детского развития. Эффект наблюдается при регулярном воздействии в течение двух лет. Подобная форма опыта содействует развитию коммуникативных и лингвистических, а также математических способностей", - указывается на страницах распространенного сегодня доклада.
Ученые и "Юз мюзик" предлагают использовать итоги исследования в разработке отдельных программ воспитания и подготовки для детей дошкольного возраста.
Журнал GEO №4 апрель 2012.
Музыкально одарённые дети часто проявляют и математические способности. Российский семиклассник Даниил Бойко - признанный композитор. Он сочинил 50 музыкальных произведений, включая одну оперу; он также многократно побеждал на олимпиадах по математике и увлекается программированием. Исследования показывают6 у детей, которые рано начинают учиться игре на музыкальных инструментах, возрастает плотность нейронной сети в мозолистом теле. А эта структурва обеспечивает связь между правым и левым полушариями.
Люди регулярно тренирующие мозг с помощью игры в шахматы, занятий танцами или музыкой, реже страдают старческим слабоумием и сохраняют ясный ум долгие годы. Да и вообще, умные люди живут дольше. Исследования с участием более800 американцев с уровнем интеллекта 135 пунктов и выше показало: начиная с этой отметки, риск преждевременной смерти от болезни снижается на два поцента с каждым дополнительным баллом.
закрыть
Малоизвестная виолончель.
Андреева Елена Николаевна, преподаватель ДМШ №91 по классу виолончели.
Диалог в музыкальной школе:
Из зала, где проходят вступительные прослушивания,
выходит завуч и подходит
к одной из родительниц.
– Вы мама Лизы? Вашу девочку мы распределили на виолончель.
– Виолончель? Это которая как большая скрипка, что ли?
– Э… да.
– Ой, мы не хотим! Она ж такая здоровая, кто её таскать в школу будет? Давайте лучше на скрипку – она маленькая!
В наше непростое время, когда культура очевидно не является социальным приоритетом, детские музыкальные школы тоже переживают не лучший период. Преподавательский состав неуклонно стареет, молодые педагоги если и приходят работать в школу, то, как правило, довольно быстро покидают её в поисках лучшей и, чего греха таить, денежной доли. Количество желающих обучаться премудростям сольфеджио и игры на инструменте ощутимо падает с каждым годом. И немудрено! Ведь музыке так трудно конкурировать с курсами английского языка или программирования. Однако если такие инструменты, как фортепиано или гитара, всё же имеют стабильно высокий рейтинг, и конкурсный отбор в эти классы существует и поныне, то о виолончели этого сказать никак нельзя.
А между тем, этот инструмент, обладающий необыкновенно глубоким, проникновенным «голосом», всегда считался элитарным, аристократическим, только для знати. Сам знаменитый прусский король Фридрих Великий после государственных дел с удовольствием играл на виолончели. Да и самый дорогой инструмент в мире – тоже она, виолончель Дюпора – работы гениального Страдивари.
Виолончель, чьей предшественницей была старинная виола да гамба, –поистине универсальна. Помимо того, что виолончель – чрезвычайно выразительный сольный инструмент с богатейшей палитрой звуковых оттенков, она в обязательном порядке входит в состав симфонического и струнного оркестров, а также камерных ансамблей. Ни один музыкальный конкурс не обходится без неё! Самые выдающиеся зарубежные и отечественные композиторы писали свои лучшие произведения для солирующей виолончели.
Но, к сожалению, этот чудесный, изысканный, по-настоящему аристократический инструмент оказался сейчас в весьма плачевном положении.
Во многих детских музыкальных школах Москвы виолончельные классы теперь вообще отсутствуют, а там, где они сохранились, – очень невелики. Количество педагогов-виолончелистов обычно не превышает одного-двух человек, причем два – это большая редкость! Можно сказать, что виолончель просто исчезает из педагогической реальности наших школ!
Почему же родители не спешат отдавать своих детей учиться на виолончели?
Во-первых, этот инструмент в отличие от прочих, пожалуй, наименее известен – родители будущих учеников зачастую имеют о нём самое смутное представление, и, конечно, совершенно не рассматривают в качестве варианта учебного инструмента. Они не знают ни его внешнего вида, ни звучания, ни музыкальных возможностей. И как следствие, во-вторых, пугаются его размера и необходимости возить с собой в школу на уроки. В-третьих, этот инструмент кажется им слишком сложным, ведь у него нет ни клавиш, как на фортепиано, ни ладов, как на гитаре.
А между тем, те, кто всё же рискнул начать учиться игре на виолончели, вскоре делают потрясающее открытие: этот инструмент нисколько не хуже «раскрученных» фортепиано, скрипки и гитары, а его выразительные возможности практически неисчерпаемы! Светлая радость и мягкая печаль, нежная лирика и вдохновенная героика, самые тончайшие звуковые нюансы, самые глубокие чувства – всё подвластно этому удивительному инструменту!
Интересную статистику можно наблюдать в Интернете: среди тех, кто закончил музыкальные школы, практически нет таких, кто негативно отзывался бы об учёбе на виолончели! Несмотря на действительные сложности её освоения, даже не самые способные ученики играют на виолончели с удовольствием – и в классе, и на концертах. Ведь виолончельный репертуар очень разнообразен, поэтому для каждого ученика можно подобрать свою, подходящую именно ему программу. Кстати, игра на виолончели открывает перед учащимися ещё одну грань исполнительства – возможность участвовать в струнном или камерном ансамбле. Практика показала, что занятия ансамблевым музицированием очень мотивируют детей, стимулируют их интерес к исполнительству и вообще активную деятельность как музыкантов.
Хотелось бы отметить, что учеба в инструментальном классе благотворно влияет и на общее культурно-музыкальное развитие учащихся – они знакомятся с разными стилями и жанрами отечественной и зарубежной музыки, композиторами, особенностями исторической эпохи создания того или иного произведения. Кроме того, игра на виолончели чрезвычайно развивает музыкальный слух, память и мышление, причем как абстрактно-логическое, так и творческое.
Вообще в нынешнем социальном контексте, где всё ориентировано на финансовый успех и идеал бесконечного потребления, именно детские музыкальные школы, являясь форпостом высокой культуры и академического образования, поддерживают и развивают стремление юношества к бескорыстному творчеству. Конечно, все учебные предметы в той или иной мере выполняют эту высокую миссию. Но именно игра на инструменте пробуждает желание быть не только пассивным потребителем материальных и духовных ценностей, но и активным их творцом.
В этой связи приходится с сожалением констатировать, что в ныне существующем педагогическом процессе обучение игре на виолончели, в силу ее малоизвестности, занимает явно недостаточное место. Поэтому преподавателям-виолончелистам стоило бы задуматься – со всей серьёзностью! – над пропагандой своего инструмента.
Во-первых, нет ничего лучше живого звучания музыкального инструмента – и здесь проведение в общеобразовательных школах и детских садах концертов с участием педагогов-виолончелистов и учащихсях их классов – самая действенная популяризация виолончели!
Во-вторых, активное участие в педагогических концертах в самих музыкальных школах тоже замечательный способ показать весь музыкальный потенциал инструмента.
Конечно, работа по привлечению и удержанию интереса к виолончели весьма непростая, и здесь немаловажную роль могла бы сыграть глобальная сеть Интернет.
Поэтому, в-третьих, можно и даже нужно создавать сообщества (группы) любителей виолончели в социальных сетях, публиковать интересные музыкальные записи, участвовать в тематических дискуссиях, наконец, освоить такую популярную и перспективную интернет-площадку как YouTube, запустив свой канал показа видео-роликов.
В заключение автор искренне надеется, что виолончель всё же вернётся в детские музыкальные школы в полном объёме, и новое поколение юных виолончелистов снова будет радовать нас произведениями И.С. Баха и П.И. Чайковского, Р. Шумана и С.В. Рахманинова, А. Дворжака и Д.Д. Шостаковича.
закрыть
Музыка развивает у детей лингвистические и математические способности, подтвердили британские ученые.
ЛОНДОН, 1 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Алексей Качалин/.
Музыка способствует развитию лингвистических и математических способностей у малолетних детей. Британским ученым удалось получить подтверждения того, что чада в возрасте всего двух лет легко запоминают слова и отдельные выражения под музыкальный аккомпанемент. А вот без музыки подобные способности открываются в ребенке гораздо позже.
Такие выводы сделаны по итогам исследования, проведенного за два года специалистами Нортумбрийского университета в Англии в партнерстве с благотворительной организацией "Юз мюзик". В основу их работы вошли опросы и наблюдения за поведением группы 400 мальчиков и девочек 5 лет и младше. Исследователи основное внимание уделили наблюдениям за активными или творческими занятиями малышей под аккомпанемент музыкальных произведений.
Ученые пришли к однозначному мнению о том, что музыка помогает детям быстрее наращивать словарный запас, развивать простейшие математические навыки, способность слушать и усваивать информацию в виде элементарных инструкций. "Мы заключили, что регулярное знакомство детей с музыкой один или два раза в неделю оказывает влияние на некоторые сферы детского развития. Эффект наблюдается при регулярном воздействии в течение двух лет. Подобная форма опыта содействует развитию коммуникативных и лингвистических, а также математических способностей", - указывается на страницах распространенного сегодня доклада.
Ученые и "Юз мюзик" предлагают использовать итоги исследования в разработке отдельных программ воспитания и подготовки для детей дошкольного возраста.
Журнал GEO №4 апрель 2012.
Музыкально одарённые дети часто проявляют и математические способности. Российский семиклассник Даниил Бойко - признанный композитор. Он сочинил 50 музыкальных произведений, включая одну оперу; он также многократно побеждал на олимпиадах по математике и увлекается программированием. Исследования показывают6 у детей, которые рано начинают учиться игре на музыкальных инструментах, возрастает плотность нейронной сети в мозолистом теле. А эта структурва обеспечивает связь между правым и левым полушариями.
Люди регулярно тренирующие мозг с помощью игры в шахматы, занятий танцами или музыкой, реже страдают старческим слабоумием и сохраняют ясный ум долгие годы. Да и вообще, умные люди живут дольше. Исследования с участием более800 американцев с уровнем интеллекта 135 пунктов и выше показало: начиная с этой отметки, риск преждевременной смерти от болезни снижается на два поцента с каждым дополнительным баллом.
закрыть
Организация самостоятельной работы учащегося в классе фортепиано.
Зубарева Татьяна Ивановна, преподаватель ДМШ №91 по классу фортепиано
Человеку по природе свойственно чувство самостоятельности, стремление самому попробовать, испытать. Приходя на первые уроки музыки, дети сталкиваются с новой для них областью, в которой на каждом шагу возникают явления, вызывающие интерес. Необходимо, чтобы ребёнок с самого начала мог получить ответы на все многочисленные "почему?", которые не могут у него не возникнуть, чтобы он и впредь задавал их и себе и педагогу. Это является залогом развития самостоятельности.
Педагог, воспитавший в ученике пытливость мысли, дает ему вернейший ключ к самостоятельной творческой работе.
Успеху самостоятельной работы во многом способствует самоконтроль. Педагог постепенно приучает ученика не только слушать свое исполнение, но и контролировать себя в процессе работы везде, где могут возникнуть ошибки и погрешности исполнения. Надо знакомить учащихся с типичными случаями проявления тех или иных ошибок.
Педагог фортепианного класса - основной воспитатель учащихся. Именно он, в первую очередь, призван формировать и развивать эстетические и художественные вкусы детей, приобщать их к миру музыки и обучать искусству исполнения на инструменте.
С самого начала работы над произведением важно увлечь ею ребенка. Для этого можно сыграть предложенную ему пьесу, вкратце рассказать об особенностях, о том, как надо её учить. С учеником младших классов целесообразно в основном разбирать произведение в классе, чтобы научить их грамотному и осмысленному чтению нотного текста. Тем самым закладывается основа для последующей самостоятельной работы ученика.
Исполнение учеником самостоятельно выученного произведения показывает, чему он научился за данный период времени в классе. По тому, как он самостоятельно разбирается в тексте, как воплощает художественный образ, как слушает себя, во время исполнения становится ясно, на какие разделы работы преподавателю надо обратить внимание. Различные формы изучения произведений позволят расширить репертуар учеников, что важно для их всестороннего развития. С целью накопления репертуара надо чаще повторять с учеником некоторые произведения, в первую очередь особенно любимые им и успешно исполненные публично.
закрыть
О том, как и сколько надо заниматься на инструменте.
И.Ф. ОЛЕНЧИК
лауреат Всесоюзного
и международного конкурса
«Пражская весна», заслуженный
артист России, профессор Российской
академии музыки им. Гнесиных и Т.Б. ГРИГОРЬЯН, заслуженная артистка России, концертмейстер ДМШ №91
Работа инструменталиста любой специа-
льности называют творческой. Да, исполни-
тель не просто воспроизводит все то, что
отражено в нотном тексте музыкального
произведения или оркестровой партии: он
по-своему, творчески истолковывает их со-
держание или, говоря профессиональным
языком, интерпретирует. В интерпретации,
как известно, отражается индивидуальность
музыканта и, прежде всего, уровень его
интонационно-выразительного и технического
мастерства. Но к своему мастерству каждый
исполнитель приходит не сразу, а через
долгую по времени, ежедневную, напряженную,
порой утомительную, черновую работу над
музыкальным материалом. И в эту самую
работу исполнитель начинает втягиваться
еще в стенах музыкальной школы.
О том, как и сколько надо заниматься за инструментом.
Работа – мое первое наслаждение.
(В.А. Моцарт)
Каждому из музыкантов хорошо понятно: без такой работы ему просто не обойтись. Вопрос только о том: кому, сколько и как продуктивно надо ежедневно заниматься на своем инструменте?
Словом, в данной статье автор как раз и намерен сконцентрировать внимание педагогов-практиков на вопросе организации самостоятельной работы, прежде всего, начинающих музыкантов-духовиков, как важной составляющей музыкально-педагогического процесса, как ключевого закона исполнительского искусства. Почему необходимо обсудить этот вопрос?
Во-первых, потому, что самостоятельные занятия на инструменте прокладывают молодому дорогу в будущее. Во-вторых, потому, что, к сожалению, не всегда и не всеми педагогами вопросы организации домашней работы серьезно учитываются в живом педагогическом опыте, и это в определенной мере тормозит обучение учащегося-музыканта. В-третьих, потому, что эта форма работы нуждается в поисках новых путей и методов, направленных на улучшение воспитания и обучения современного исполнителя. Поднимая этот вопрос, я прежде всего исходил из личного опыта работы с юными кларнетистами, а также из суммарных теоретических знаний и практики преподавания музыкантов-духовиков прошлого и современности.
Итак, современное понимание методики обучения игре на духовом инструменте, нацеленной на качественное достижение педагогического результата, немыслимо без знания механизмов организации самостоятельной работы исполнителя. Эта работа является основной формой занятий на инструменте. Она выполняется учащимся по заданию преподавателя по специальности, при опосредованном его руководстве.
Начало занятий инструменталиста любой специальности в музыкальной школе (школе искусств) вносит свои коррективы в распорядок и уклад его жизни. Он испытывает повышенную учебную нагрузку, так как совмещает учебу в общеобразовательной школе с занятиями в музыкальной. При этом обучение учащегося с педагогом в классе по специальности составляет два, от силы три часа в неделю. Остальное время учащийся занимается самостоятельно, большей частью дома.
В самостоятельную работу молодой музыкант втягивается не сразу, а постепенно, с большим трудом, нередко под педагогическим «нажимом». Поэтому педагогу по специальности необходимо как можно раньше совместно с родителями помочь учащемуся правильно спланировать и организовать нужный режим домашних занятий. И озабоченность этим вопросом возникает у педагога уже с первых дней обучения музыканта.
Впрочем, по целому ряду морфологических и психофизиологических условий развития организма оптимальным для начала занятий на духовом инструменте может быть признан младший школьный возраст (от 8-ми до
11-ти лет), хотя возможно начинать обучение с учащимися и среднего школьного возраста (от 12-ти до 14-ти лет) на медных (амбушюрных) инструментах (баритон, тромбон, туба). Знание особенностей физического и психического развития детей и подростков необходимо педагогу с целью не только оценки состояния их здоровья и физиологических возможностей адаптации органов, участвующих в звукоизвлечении на том или ином духовом инструменте, но и для определения оптимального объема домашних заданий, физической нагрузки и длительности занятий на инструменте.
Необходимость продуманной организации домашнего труда молодого, особенно начинающего, музыканта и осуществления «техники» педагогического воздействия является вполне объективным процессом. Эта сторона обучения должна быть предметом постоянной заботы педагога. Ведь домашняя работа не только способствует продуктивности закрепления игровых навыков, умений, изучения учебно-практического материала, но и развивает нужные каждому музыканту качества, такие как: самоорганизация, сосредоточенность, настойчивость и целеустремленность. Эту работу за учащегося не может выполнить никто, кроме него самого. Его будущие исполнительские успехи – в его труде.
Прививая учащемуся вкус к исполнительскому творчеству, к занятиям на специальном инструменте, нельзя не учитывать стихийность проведения учащимся самостоятельной работы. Учащийся нуждается в помощи педагога. И это вполне понятно. Ведь на первых порах он не способен самостоятельно рассчитать время занятий, оценивать результаты игровой тренировки, поскольку не имеет специальных знаний и навыков.
Самостоятельность, как ведущее качество любого музыканта, выражается в умении поставить определенную цель и добиваться ее выполнения своими силами, а также в ответственном отношении к занятиям на инструменте. Надо сказать, что, в общем-то, учащийся устает не столько от того, что много занимается, а больше всего от того, что плохо умеет организовать себя. Это качество, как и трудолюбие, не дается музыканту от рождения. Оно формируется постепенно, имея на каждом возрастном этапе игровой деятельности свои особенности.
Успешность проведения домашних занятий непосредственно связана с выполнением учащимся ряда общих условий, основными из которых являются: регулярность, последовательность и целенаправленность.
Регулярность самостоятельных занятий исходит из принципа строгой систематичности работы исполнителя на своем инструменте, что, в свою очередь, обеспечивается последовательностью этапов накопления, усложнения и совершенствования игровых навыков и умений. При этом мотивация достижения желаемого игрового результата в условиях домашних занятий складывается постепенно под влиянием не только педагога по специальности, но и родителей.
Последовательность (систематичность) занятий позволяет за меньшее время обеспечить усвоение музыкального материала более прочно и в большом объеме. Эта форма работы учащегося должна «базироваться» на практической реализации принципа доступности, связанного с переходом от простого к сложному, от частного к общему, от известного к неизвестному и т.д. Конечно, теория и практика современного обучения музыкально-инструментальному искусству расширяет перечень этих принципов.
Практическим выражением принципа последовательности является необходимость проведения домашних занятий по определенному плану, составленному с учетом индивидуальных способностей учащегося, продолжительности его обучения на инструменте и характера учебно-педагогических задач. Проще говоря, учащийся вместе с педагогом должны решить, с чего начинать и чем заканчивать самостоятельную работу на инструменте.
Как убеждает опыт, в течение дня желательно исполнять: продолжительные звуки, гаммовый комплекс, упражнения и этюды, а также музыкально-художественный репертуар (пьесы, ансамблевые и оркестровые партии). Работа над музыкальным материалом в различные дни может чередоваться по-разному.
И все же, начинать занятия лучше с проигрывания звуков продолжительной длительности (5-10 минут) и упражнений (5-10 минут). Это дает возможность учащемуся привести губы, дыхание и пальцы в рабочее состояние. В зависимости от содержания целевой направленности домашнего задания, проработке технического материала можно уделить
15-20 минут. Затем, после небольшого перерыва, приступить к работе над пьесами, ансамблевыми и оркестровыми партиями (25-30 минут).
Следует сказать, что хронометраж в домашних занятиях начинающих духовиков крайне необходим, иначе работа будет, как правило, выполняться в меньшем, чем запланировано, объеме. Домашние занятия начинающего духовика протекают успешнее в том случае, если в них имеется меньше нарушений последовательности и неуправляемых моментов. Наиболее распространенные причины ослабления домашней учебной работы – усталость, лень, перегрузка музыкальным заданием и, как следствие этого, - падение положительного интереса к занятиям, снижение темпов закрепления игровых навыков.
Надо иметь в виду: инструктивный материал, предлагаемый учащемуся для технической проработки в избытке, быстро утомляет его из-за однообразия работы. С целью активизации внимания, достижения познавательного эффекта в комплекс технического задания необходимо как можно раньше вводить музыкальные пьесы. Ведь чем интереснее по содержанию и структуре тот или иной музыкальный материал, тем прочнее этот материал, в виде интонационно-двигательных и слуховых навыков, закрепляется и сохраняется дольше. При этом, подбирая домашнее музыкальное задание. Следует исходить из особенностей физического развития, уровня подготовленности и обучаемости (скорости и качества усвоения знаний, игровых умений и навыков) музыканта. Нужно изучать и учитывать его художественно-эстетические интересы, способности, темперамент и т.п.
Не меньшее значение имеет для игровой практики учащегося целевая направленность занятий, предполагающая заранее определенные (прогнозируемые) учебные результаты в целом, и верное применение рациональных методических приемов в работе над музыкальным материалом, в частности. Целевая установка формируется педагогом во время его контакта с учащимся в классе по специальности. Учащемуся нужно хорошо представлять себе, с какой целью, для чего и как правильно работать над тем или иным инструктивным (гаммы, упражнения и этюды) и художественным материалом (пьесы, ансамблевые и оркестровые партии).
К черновой работе над домашним заданием ему необходимо подходить осмысленно. Как известно, в основе изучения нового материала лежит принцип повторения движений и детальной, можно сказать, кропотливой проработки нотного текста (мотива, фразы, предложения, эпизода или трудных в техническом отношении мест). Следовательно, механическая, с начала и до конца, игровая тренировка никаких положительных результатов музыканту не принесет, а приведет в итоге к закреплению ненужных, даже порой очень вредных, исполнительских навыков. Как показывает опыт, результаты такой неэффективной работы исправлять педагогу всегда сложно, приходится какое-то время, так сказать, «топтаться на месте» и думать об изменении целевой направленности и выборе иных методических приемов.
Надо сказать, что между изложенными дидактическими принципами существует тесная взаимосвязь, к применению каждого не следует подходить формально. Только на основе выполнения этих условий (принципов работы) молодой музыкант может продуктивно реализовать свой игровой потенциал и добиться определенного успеха, признания.
Важно также правильно распределить время регулярных занятий на инструменте. Главные условия в соблюдении их режима – это их чередование с промежуточным отдыхом и без ущерба для здоровья. Сколько же часов следует заниматься учащемуся? Как писал наш замечательный педагог-трубач Ю. Усов, «нужную меру определяет здоровый аппетит», а не чрезмерный или плохой». А потому согласимся с этим «крылатым» аргументом авторитета и пойдем дальше.
Продолжительность занятий на духовом инструменте первые месяцы не должна превышать 30-40 минут. Впоследствии, музыкальная тренировка должна возрастать, но постепенно, увеличиваясь по времени до одного – полутора часов.
Придя из общеобразовательной школы, учащемуся сначала следует отдохнуть, а затем заниматься два подхода, по возможности, по 30-40 минут, на каждый. Причем, при появлении признаков утомления исполнительского аппарата необходимо сразу же прекращать игру и делать перерыв.
Автор отдает себе отчет в том, что в общеобразовательных школах бывают продолжительные по времени учебные занятия: кроме основных уроков по расписанию – дополнительные и факультативные занятия. В этом случае режим домашних занятий на инструменте должен исходить из индивидуального состояния и работоспособности учащегося.
К тому же я бы рекомендовал в выходные и каникулярные дни не откладывать занятия на вечер (особенно на период с 21-го до 23-х часов), так как под влиянием дневной нагрузки к этому времени суток у учащегося снижается работоспособность, концентрация внимания, происходят сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере. А это напрямую влияет на скорость и качество выполнения игровой тренировки, затрудняет выработку и автоматизацию слуховых и двигательных навыков.
Утренние часы – наиболее эффективные и надежные для индивидуальной тренировки, поскольку у учащегося имеется хороший уровень работоспособности, физиологического и психологического тонуса. Эти часы лучше всего начинать с проверки результатов игры вчерашней работы, затем целесообразно наметить план дневной тренировки и приступить к разбору нового произведения. В данном случае режим занятий может выстраиваться более целесообразно, в соответствии с личными и учебными потребностями учащегося. Если же по каким-то причинам в эти дни домашние занятия будут пропущены, то начинающие музыканты вынуждены будут восстанавливать свое рабочее состояние.
Таковы основные подходы в организации занятий начинающего исполнителя, грамотное построение которых будет благотворно влиять на результаты его музыкального обучения и игровой деятельности. Педагог, хорошо понимая главную цель и особенности формирования домашних заданий, может найти собственные, необходимые на данный момент обучения педагогические подходы. В этой важной работе авторитет, знания и опыт педагога должны быть направлены на закрепление в сознании учащегося особой значимости индивидуальных занятий на инструменте, на формирование у него творческо-познавательного интереса, а также настойчивости в освоении музыкально-учебного материала.
В заключение не лишним было бы вспомнить следующее высказывание нашего выдающегося музыканта-духовика Т. Докшицера: «Только непрерывный рост учителя, непрерывное совершенствование его педагогического и исполнительского мастерства может двигать ученика вперед, может дать ему толчок для того, чтобы перерасти учителя».
закрыть
РЕКОМЕНДУЕМ ПОСЕТИТЬ
14-ый международный конкурс им. П.И.Чайковского
Московский международный дом музыки Московский международный дом музыки
Москва, Космодамианская набережная, д.52, стр.8. (495) 730-10-11
Московская государственная консерватория.
Большой зал Консерватории - Москва, ул. Б. Никитская, 13 (495) 232-04-00, (495) 232-53-53, (495) 699-22-62 - справка и заказ билетов
Малый зал Консерватории им. Чайковского
Москва, ул. Б. Никитская, 13 (495) 232-04-00, (495) 232-53-53 (495) 232-53-53 , (495) 699-22-62 (495) 699-22-62
Рахманиновский зал Консерватории им.Чайковского
Московская филармония
Концертный зал им. П. И. Чайковского
Москва, Триумфальная пл., д. 4/31 (495) 232-04-00 (495) 232-04-00 , (495) 232-53-53 (495) 232-53-53 , (495) 699-22-62 (495) 699-22-62 - справка и заказ билетов
Камерный зал Московской филармонии
Москва, ул.Тверская, 29, стр.3; (495) 699-49-42 (495) 699-49-42 , (495) 699-22-62 (495) 699-22-62 , (495) 232-53-53 (495) 232-53-53
Государственная Третьяковская галерея Государственная Третьяковская галерея
Москва, Лаврушинский пер., д.10, 12 (495)230-7788, (495)238-1378
ЦДХ (Центральный дом художника)
Москва, Крымский вал, д.10 (499) 238-98-43 - автоответчик, (499) 238-96-34, справки о предстоящих концертах, вечерах, кинофильмах: (499) 230-17-82, (499) 238-19-55
"Новый балет". Московский Государственный музыкальный театр пластического балета.
Москва, Ул. Новая Басманная, 25/2, стр.2 (495) 632-19-63 - администратор театра, (495) 632-29-11 – касса
Государственный академический Большой театр Москва, Театральная площадь, 1 (495) 250-73-17, (495) 692-00-50
Государственный музыкальный театр На Басманной
Москва, Ул. Новая Басманная, 37 (495) 607-67-48, (495) 607-60-80
Детский Музыкальный театр им. Н.И.Сац
Москва, пр-т Вернадского, д.5 (495) 930-70-21, (495) 930-51-77, (964) 595-21-30
Московская оперетта
Москва, Ул. Б.Дмитровка, 6 (495) 692-63-77, (495) 925-50-50- заказ билетов
Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б.А.Покровского
Москва, Ул. Никольская, 17 (495) 606-7008 (касса), (495) 606-0108 (администратор)
Московский Государственный детский музыкальный театр п/р Геннадия Чихачева
Москва, ул. 1-я Новокузьминская, д. 1 (495) 371-16-95, (495) 371-73-33
Московский Государственный театр "Геликон-Опера"
Москва, Ул. Б. Никитская,19 (495) 695-65-84 - касса, (495) 690-09-71 – администрация
Московский областной государственный театр «Русский балет»
Москва, Волгоградский пр-т, 121 (495) 379-4324
Московский театр Новая Опера
Москва, Ул. Каретный ряд,3 (495) 694-08-68, (495) 694-18-30
Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко
Москва, Ул. Б.Дмитровка,17 (495) 629-28-35
Малый театр
Москва, Театральный проезд, д. 1 стр.1 (495) 624-40-83, (495) 623-26-21 - касса, (495) 507-39-25 - бронирование билетов
Театр им. К.С.Станиславского
Москва, ул. Тверская, д. 23 (495) 699-52-43 - администратор, (495) 699-72-24 – касса
МХАТ им. А.П.Чехова
Москва, Камергерский пер., 3 (495) 629-87-60
МХАТ им. М. Горького
Москва, Тверской б-р, д. 22 (495) 697-62-22, (495) 697-87-73
Московский театр Юного Зрителя (МТЮЗ)
Москва, Мамоновский пер. д. 10 (495) 699-53-60, (495) 699-49-95
Московский театр Ленком Москва, ул. Малая Дмитровка, 6 (495) 699-96-68, (495) 699-07-08
Московский театр на Перовской
Москва, ул. Перовская, д. 75 (495) 375-66-09 - касса, (495) 370-78-09
Московский драматический театр им. А.С.Пушкина
Москва, Тверской б-р., д. 23 (495) 694-42-21, (495) 694-12-07, (495) 694-12-89 - касса, (495) 650-18-96 - касса филиала
Государственный музей А.С. Пушкина
Москва, ул. Пречистенка, д. 12/2 (495) 637-32-56 - заказ экскурсий, (495) 637-75-97 - детский центр, (495) 637-56-74 – администратор
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Москва, ул. Волхонка, д. 12 (495) 697-79-98 - автоответчик, (495) 697-74-12 - экскурсионное бюро, (495) 697-95-78
Государственный музей искусства народов Востока
Москва, Никитский бульв., 12-а (495) 691-02-12, (495) 691-82-19 - экскурсбюро, (495) 691-96-14
Государственный музей керамики Усадьба Кусково
Москва, ул. Юности, д. 2 (495) 370-01-50, (495) 375-31-31 - запись на экскурсии
Дом музей В.М.Васнецова
Москва, пер. Васнецова, 13 (495) 681-13-29
Дом-музей Ф.И. Шаляпина
Москва, Новинский бульвар, д. 25 (495) 605-62-36, (495) 205-62-36, (495) 252-25-30
Исторический музей
Москва, Красная пл., 1\2 (495) 692-40-19, (495) 692-56-60, (495) 692-37-31 - заказ экскурсий
Кремль в Измайлово (Русское подворье)
Москва, Измайловское шоссе, 73-Ж (499) 166-50-57, (499) 166-50-29, (499) 166-50-27
Мемориальный музей А.Н.Скрябина
Москва, Б.Николопесковский переулок, д. 11 (499)241-19-01, (499)241-51-56
Мемориальный музей-квартира А.Н.Толстого
Москва, ул. Спиридоновка, д. 2/6 (вход со двора) (495) 690-09-56
Музей "Московский Кремль"
Москва, Кремль, Соборная площадь (495) 695-37-76 - круглосуточный справочный телефон, (495) 697-03-49 - заказ экскурсий
Музей "Оружейная палата"
Москва, Кремль (495) 695-37-76 - круглосуточный справочный телефон, (495) 697-03-49 - заказ экскурсий
Музей «П.И. Чайковский и Москва»
Москва, Кудринская площадь, д. 46/54 (495) 690-24-00, (495) 291-15-14
Музей Английское подворье
Москва, ул. Варварка, 4а (495) 698-3952
Музей им. Н.К.Рериха
Москва, Малый Знаменский пер., 3/5 (499) 271-34-17, (499) 271-34-23
Музей истории Лефортово
Москва, Крюковская ул., 23 (495) 360-01-47
Музей истории Великой Отечественной войны на Поклонной горе
Москва, ул. Братьев Фонченко, 10 (499) 148-55-50, (499) 142-41-85, (499) 142-49-11
Музей истории Москвы
Москва, Новая пл., 12 (495) 624-84-90, (495) 624-80-58С 17 июня 2011 г. музей переезжает в архитектурный комплекс "Провиантские магазины" на Зубовском бульваре.
Музей кукол "Галерея Анастасии Чижовой"
Москва, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 6 (499) 250-3342, 251-77-80
Музей личных коллекций ( отдел ГМИИ им. Пушкина)
Москва, ул. Волхонка,10 (495) 697-16-10
Музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки
Москва, Фадеева, 4 (495) 739-62-26, (495) 739-39-87
Музей русского костюма и быта
Москва, Измайловское шоссе, 73-Ж (495) 798-5970, 8-926-300-0709 - запись на экскурсию
Музей русской гармоники А. Мирека
Москва, ул. 2-ая Тверская-Ямская, 18. (499) 251-6730
Музей русской усадебной культуры "Кузьминки"
Москва, Тополевая аллея, 6; ул. Старые Кузьминки,15 (495) 377-94-57 (Служительский флигель), (495) 372-60-66 (Конный двор),
(495) 657-65-84 (Детский центр)
Музей уникальных кукол
Москва, ул. Покровка, д.13, стр. 2 (495) 625-64-05
Музей Храма Христа Спасителя
Москва, ул. Волхонка, 15 (495) 998-66-82 доб. 334
Музей-квартира А.С.Пушкина
Москва, ул. Арбат,53 (499) 241-22-46, (499) 241-92-95, (495) 637-32-56 - заказ экскурсий
Музей-усадьба "Измайлово"
Москва, городок им. Баумана (499) 165-12-36, (499) 165-13-36
Музей-усадьба "Коломенское"
Москва, Андропова просп., 39 (499) 615-27-68, (499) 612-52-17, (499 782-8901 - экскурсионный отдел Дворца
Музей-усадьба "Царицыно"
Москва, ул. Дольская, 1 (495) 321-07-43, (495) 325-48-44 - справки и заказ экскурсий
Музей-усадьба Дурасово
Москва, ул. Летняя, д. 1 (495) 350-15-53 - телефон дворца, (499) 722-71-89
Новодевичий монастырь
Москва, Новодевичий пр-д, д.1 (499) 246-85-26
Палаты в Зарядье
Москва, ул. Варварка, д.10 (495) 698-12-56
Покровский собор или храм Василия Блаженного
Москва, Красная пл., 2 (495) 689-33-04
Политехнический музей
Москва, Новая пл., 3\4, подъезд1 (495) 623-07-56, (495) 623-52-94, (495) 623-42-87 – экскурсбюро
Современный музей каллиграфии
Москва, КВЦ "СОКОЛЬНИКИ", Сокольнический вал 1, павильон 7 (495) 728-77-58, доб. 572
Театральный музей им. Бахрушина
Москва, ул. Бахрушина, 31/12 (495) 953-44-70, (495) 953-48-48 (дирекция)
Центр древнерусской культуры им. Андрея Рублева
Москва, Андроньевская пл., 10 (495) 678-14-67
Государственный дом-музей П.И. Чайковского
Московская обл., Клин, ул.Чайковского, 18. (49624) 5-81-96, (49624) 5-84-67 – факс
Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим"
Московская область, г. Истра, ул. Советская, 2 (496) 314-9787, 314 6768 - заказ экскурсий, (496) 314-6549 – касса
Сергиево-Посадский Государственный историко-художественный музей-заповедникМосковская обл., Сергиев Посад, пр-т Красной Армии, д. 144 (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58
НОТЫ
http://www.jazzdixie.com/musika/piano.html
http://pianotes.ru/
http://www.piano.ru/library.html
http://notes.tarakanov.net/
http://www.notomania.ru/
http://www.akuratnov.ru/
http://www.alenmusic.narod.ru/
МУЗЫКА
http://www.classic-music.ru/music.html
http://classic.chubrik.ru/
http://classic-music.su/
http://intoclassics.net/
http://jazz-jazz.ru/
http://www.etnosfera.info/video/ - современная русская музыка
http://kolomytsev.com/ - сайт одного из лучших гармонистов России
ВИДЕО
http://www.youtube.com/
http://www.youtube.com/user/musicschool91?feature=chclk - видеоканал нашей школы
ОТДЫХ С ДЕТЬМИ
http://www.osd.ru/
Вернуться на главную страницу